Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Разделы бизнес-плана.

     На сегодняшний день существует множество стандартов по составлению бизнес-плана. Это и стандарты UNIDO, стандарты KPMG, стандарты BFM Group, стандарты МастерПланс, стандарты ЕБРР, стандарты BP-Start UP. 

      Данные стандарты носят скорее рекомендательный характер. Все их Вы можете посмотреть на этом сайте.

         Итак, изучив все требования и стандарты для написания бизнес-плана, можно ответить на вопрос «Что же должен содержать бизнес-план? Какие разделы в нем должны быть?». В своей работе я, в основном, придерживаюсь следующей структуры:
                                                                              Титульный лист.
         Он содержит следующее: наименование организации (или ФИО предпринимателя); название проекта; место и год составления; надпись об утверждении бизнес-плана руководителем фирмы и печать). 
                                                                                  Содержание
         Здесь пишутся все разделы Вашего бизнес-плана и указываются номера страниц этих разделов.
                                                                          Обоснование проекта.
         Здесь кратко описываем на описание какого проекта направлен наш бизнес-план; кто выступает инициатором проекта; описываем основную идею данного проекта; суть проекта и для чего он предназначен; какие задачи и цели поможет решить данный проект для инициатора.
                                                                                       Резюме.
         В этом разделе пишем: название проекта; планируемая мощность (если это проект по производству чего-либо); дата начала реализации проекта, с указанием сроков выхода на запланированную мощность; период планирования; общий объем необходимых первоначальных инвестиций, в том числе собственных средств инициатора и привлеченных (заемных); объем выручки, прибыль за весь период реализации проекта; общую рентабельность проекта; рентабельность вложенных в проект инвестиций; срок окупаемости проекта; чистую дисконтированную стоимость проекта; ставку дисконтирования; внутреннюю норму рентабельности.

        Дальнейшие разделы бизнес-плана направлены на более детальное описание приведенных выше параметров.

                                                         Характеристика инициатора проекта.
        Этот раздел бизнес-плана содержит: 
* общие данные (организационно-правовая форма предприятия; наименование;

* юридический и фактический адрес инициатора;

* дату государственной регистрации инициатора, ИНН и ОГРН; ФИО руководителя; телефон;

* основные виды деятельности фирмы;

* размер уставного капитала; учредители и их доли;

* краткую историю развития; выручку и прибыль по данным официальной отчетности по состоянию на последнюю отчетную дату).

         Некоторые инвесторы хотят увидеть финансовый анализ фирмы-инициатора. В таком случае добавляем раздел: Краткая оценка финансового состояния (проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия за несколько отчетных периодов в сравнении).

                                                                Система управления проектом.

            В этом разделе бизнес-плана описываются цели и принципы управления (основная идея разрабатываемого проекта; основная цель деятельности инициатора по реализации проекта)
                                                                          Обоснование проекта.

           Этот раздел должен ответить потенциальному инвестору на основные вопросы: зачем инициатор хочет заниматься этим проектом, в чем суть проекта, привлекательность данного проекта для инициатора и инвестора и т.д. Здесь можно описать краткую технологическую схему производства (если бизнес-план направлен на производство чего-либо).
                                                          План действий по реализации проекта. 

           Описываются виды и указываются сроки этих работ по реализации проекта).
                                                                Предлагаемые продукты (услуги).

           Этот раздел бизнес-плана содержит ассортимент и объемы производства продукции или услуг; характеристику выпускаемой продукции (предлагаемых услуг); соответствие ГОСТам и ТУ и т.д.
                                                                                  Анализ рынка.

          Описываются рынки, сегменты рынка на которых работает инициатор проекта и планирует работать в случае реализации проекта. Приводится их общее описание. Анализируется уровень цен, динамика их изменения, прогнозы роста или падения. Описываются основные и потенциальные потребители предлагаемых продуктов, услуг. Анализируется конкурентная среда (ее состояние, состав и описание основных конкурентов, барьеры входа на рынок, возможность появления новых конкурентов ит.д.).
                                                                              План маркетинга.

          Данный раздел бизнес-плана описывает текущее положение инициатора проекта; его позиции после реализации проекта; этапы развития инициатора при реализации проекта; конкурентную стратегию инициатора проекта; стратегию маркетинга; стратегию сбыта; план продаж.
                                                             Расчет кредита (заемных инвестиций).  

         Здесь описываем условия и схему кредитования (инвестирования).
                                                                    Прогноз выручки и прибыли.

        В этом разделе приводим все затраты за весь период реализации проекта. В итоге должен быть построен «Прогноз прибылей и убытков» на весь период кредитования. Указывается величина накопленной прибыли на конец кредитования (инвестирования).
                                                                               Финансовый план.

        Данный раздел бизнес-плана необходим для определения возможности инвестирования средств в проект. Суть составления данного прогноза состоит в следующем: сопоставляются все притоки средств (валовая прибыль, источники финансирования) со всеми возможными оттоками средств. При построении прогноза учитываются полученные доходы (расходы). Данный прогноз составляется для того, чтобы достаточно ли Предприятию денежных средств, для осуществления операционной деятельности, не нуждается ли предприятие в дополнительных источниках финансировании и т.д.
                                 Движение денежных средств и анализ ключевых показателей.

      Этот раздел бизнес-плана содержит анализ финансовой модели, которая построена консервативным методом, - расходы учитываются по максимальной оценке, а доходы -по минимальной оценке.

                                                                        Ключевые показатели:
      Чистый денежный поток (net cash flow) NCF. Прогноз эффективности проекта строиться несколько по иному принципу, нежели прогноз движения денежных средств. Основное отличие - в притоках отсутствуют источники инвестиций по проекту. Результатом прогноза считается полученное значение Чистого денежного потока NCF . Проект признается эффективным, если на последнюю расчетную дату прогноза, кумулятивное значение чистого денежного потока NCF (притоки минус оттоки, нарастающим итогом) будет положительным.
      Чистая текущая стоимость (net present value) NPV. NPV -это сумма всех денежных потоков (поступлений и платежей), возникающих на протяжении всего периода реализации проекта, пересчитанных на момент начала осуществления инвестиций. Этот расчет осуществляется с помощью выбранного коэффициента дисконтирования. Потенциальный инвестор должен отдавать предпочтение только проектам, для которых NPV имеет положительное значение. Отрицательное значение NPV свидетельствует о неэффективном использовании денежных средств по сравнению с возможной альтернативой.
      Рентабельность продаж (СМ)- отношение чистой накопленной прибыли к совокупной выручке за все периоды проекта.
       Рентабельность инвестиций (PI) - это отношение чистого дисконтированного дохода к дисконтированной стоимости инвестиций.
      Внутренняя норма рентабельности проекта (internal rate of return) IRR. Этот показатель характеризуется нормой дисконта (IRR), при которой NPV равен нулю. IRR отражает максимальную норму дисконта, при которой проект еще остается рентабельным. Этот показатель вместе с показателем NPV позволяет оценить целесообразность вложения средств. Если банковский процент больше IRR, то, альтернатива помещения средств на банковский депозит для инвестора выглядит более привлекательной. Так же, если проект полностью финансируется за счет кредита коммерческого банка, то значение IRR показывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает проект убыточным.
       Период окупаемости (payback period) PB- минимальный временной интервал (от начала осуществления проекта), за пределами которого интегральный эффект (NPV) становится и в дальнейшем остается больше нуля (неотрицательным). Иными словами, это количество периодов (месяцев, кварталов, лет), необходимое для того, чтобы нарастающий итог денежной наличности (CF) покрыл первоначальные капиталовложения.
       Анализ чувствительности проекта и потенциальные риски. В этом разделе бизнес-плана проводится анализ потенциальных рисков и проводится анализ чувствительности проекта при заданных параметрах, при которых проект сохраняет свою привлекательность и организация способна обслужить кредит в установленные бизнес-планом сроки.